Рынок железнодорожных перевозок

 

Железнодорожная сеть России имеет протяженность более 85 тыс. км и является третьей по величине в мире. Объем железнодорожных перевозок в России в 2013 г. составил 1 236,9 млн. т, а грузооборот упал на 1,1% по сравнению с предыдущим годом - до 2 193 млрд. т*км. Россия по-прежнему является третьим по величине ж.д. рынком в мире.
Разбивка грузооборота по основным видам транспорта (ткм)

В России железная дорога имеет ряд преимуществ перед другими видами транспорта в силу большой протяженности территорий. Дорожная сеть ограничена, многие регионы страны попросту недостижимы. Внутренние водные пути также недостаточно развиты и не могут использоваться зимой, поскольку несколько месяцев в году находятся подо льдом. Воздушные перевозки справляются лишь с малыми объемами и не подходят для многих типов грузов. На трубопроводный транспорт приходится значительная доля перевозок нефти и газа, хотя и в этом случае железнодорожные перевозки не так уж сильно отстают.

Источник: данные BMI по США и Китаю за 2011 г., Индии и Бразилии за 2008 г., Eurostat по Европе за 2010 г., Росстат по России за 2011 г. (Без учета трубопроводного транспорта)

 

Благоприятная для железнодорожного транспорта география

Крупнейшие группы грузов с наибольшим грузооборотом в России относятся к сырьевым товарам. Это уголь, нефть и нефтепродукты, черные металлы и лом, железная руда и строительные материалы. Сырьевые товары играют важную роль в экономике России, составляя значительную долю ВВП. Среднегодовой темп роста грузооборота на железной дороге в период с 2006 по 2013 г.г.- 2,3%.

 

Структура грузовых железнодорожных перевозок по видам грузов в 2013 г.

Полувагоны и вагоны-цистерны составляют примерно две трети общего вагонного парка России. Это наиболее привлекательный сегмент на рынке, и именно на нем фокусируется НТС.


Либерализация и консолидация

В 2001 г. Правительством РФ была принята программа приватизации железных дорог страны в 2001 г. Реформы были направлены на создание более эффективной железнодорожной отрасли путем привлечения частных инвестиций для обновления инфраструктуры и подвижного состава.

Третий этап реформы, реализация которого запланирована на 2015 г., предусматривает, что на рынке услуг железнодорожных перевозок будут действовать три или четыре основных общенациональных оператора с парком более 50 000 полувагонов каждый. НТС стремится стать одним из таких крупнейших операторов.

Кроме того, сохраняются планы либерализации рынка локомотивной тяги, что является привлекательной возможностью для роста.